fon-shtainer (fon_shtainer) wrote,
fon-shtainer
fon_shtainer

Categories:

Почему "И.Д. Папанин" - не "Советский полярник"

Снимок колоритный, кочует из издания в издание. Подписывают его вот так:
"Экипаж танка КВ-1С № 307 «И. Д. Папанин» из колонны «Советский полярник»
Брянский фронт, 5-й гв. тпп, район Орла, август 1943 г."


Однако, есть большие сомнения, что эта машина принадлежала 5-му гвардейскому тяжелому танковому полку прорыва.
9 ноября 1942 года "полярники Тикси, Диксона, Малой Хеты, Провидения, Анадыря и других пунктов" в лице Ивана Дмитриевича Папанина передали с рук на руки бойцам 5-го гвардейского танкового полка прорыва построенную за свой счет колонну "Советский полярник".


(Кстати, если кто-то подскажет, где территориально проходила передача танковой колонны "полярников" - буду признателен.)
Колонна состояла из машин КВ-1с. Все машины, судя по снимкам, были маркированы единообразно: трехзначный башенный номер с двух сторон + еще один номер на тыльной стороне + надпись "Советский полярник". Надпись тоже с обеих сторон.



Некоторые источники упоминают, что машины также были расписаны под хохлому белыми медведями, стоящими на задних лапах, однако я до сих пор ни одного снимка, который бы это подтверждал, не видел.


Вообще прямоходящих косолапых я встречал исключительно на машинах 36 гвардейской ТБр, но 4-й гвардейский мехкорпус - это отдельный зоопарк.
К слову, Папанин в своей книге о медведях тоже ничего не пишет.
По общепринятой легенде (кстати, так и не смог выяснить ее первоисточника) танк "И.Д. Папанин" был построен на личные деньги самого легендарного исследователя и принадлежал к той же танковой колонне.
Сразу несколько мелких зацепок, которые скребут душу зануды:
1. На снимках ноябрьского мероприятия по передаче колонны (у меня нашлось семь штук) "Папанина" нет.
2. На снимках в которых фигурирует "Папанин" (3 штуки) нет ни одного танка из "полярников". Справедливости ради, стоит отметить, вообще никаких машин нет, "Папанин" на всех позирует в гордом одиночестве.
3. Все КВ-1с, которые мне известны, имеют "пятисотые" башенные номера. У меня "фотоподтверженные" 521, 522, 523, 533, 535, 541, 553 + пара неразборчивых, но явно тоже "5хх". "Папанин" имеет БН 307. При этом стилистика написания цифр однозначно другая, что настораживает. Не очень логично как-то.

Но это, в принципе, мелочи, на которые можно было бы закрыть глаза. Снимки "Папанина" явно более поздние, чем серия с передачей колонны, теоретически нумерация могла смениться. Сомнения были, но уцепиться было особенно не за что.
Приходилось мириться и "Папанина" держать в в папке "5 гв. ттп".
До недавнего времени. Подсказку неожиданно дал уважаемый IAM.



На снимке первый слева - командующий 65-й армии Батов. А у Батова на груди - золотая звезда ГСС.
Смотрим документы: приказ на первую "звездочку" у Батова от  30 октября 1943. А 5-й гв.ттп с февраля 1943 за 65-й армией уже не числился.
Тут уж руки зачесались, стало интересно, полез ковырять с другого конца. Нашел расширенный вариант подписи к снимку:
Экипаж танка КВ-1с № 307 «И. Д. Папанин» из колонны «Советский полярник» уточняет боевую задачу
(слева направо): радист В. Гундарев, командир танка С. Николаев, командир танковой роты В. Панрели,
механик-водитель Б. Шестаков, наводчик И. Мовчан. Брянский фронт, 5-й гв. тпп, район Орла, август 1943 г.


Поскольку никаких других зацепок нет, исходил из предпосылки, что фамилии указаны правильные, а напутали только с принадлежностью у подразделению. Следовательно, по именам экипажа.
Тут технология отработана, полез в ОБД и на "Подвиг".
Начал традиционно с редких фамилий. Панрели ничего не дал вообще, ни в потерях, ни в  награжденных. Мовчан, прямо скажем, подкачал. Никогда бы не подумал, что это такая распространенная фамилия.
Тогда плюнул и с упорством, достойным лучшего применения, стал пробивать С. Николаевых.
Параметры поиска были примерно такими: на "Подвиге" офицер-танкист до капитана включительно; на "Мемориале" - офицер-танкист, погибший в диапазоне "июнь 1943 - май 1945".


Шорт-лист получился на 15 человек. Из них: командиров танка - 9, остальные по другим должностям.
Командиров танка КВ - двое, еще двое - командиры "абстрактного танка".


Эту четверку рассматриваем внимательно.
Николаев, Сергей Акопович - лейтенант - командир абстрактного танка - 23 гв.тбр
Николаев, Сергей Иванович - мл. лейтенант - командир абстрактного танка - 47 гв.тбр
Николаев, Сергей Тихонович - ст. лейтенант - командир КВ - 29 гв.ттп
Николаев, Сергей Тихонович - лейтенант - командир КВ - 53 тбр 11 тк


Из этих четверых самым интересным мне показался Николаев, Сергей Тихонович, тот, что из 29 гв.ттп.
Полк с апреля по сентябрь был придан 65-й армии Батова.
Смотрим внимательно донесение о потерях - лейтенант Николаев погиб от ран 28 августа 1943 и похоронен "в р-не рощи Рог Севского р-на Орловской обл." Снимок был подписан "район Орла, август 1943". Так, что подпись, похоже, не врет. За исключением номера полка.


Единственное, что смущает - Николаев - старший лейтенант, а на снимке у командира - две звездочки на погонах. Хотя, если снимали в начале августа, а погиб 28 - мог и третью получить успеть.
Радиста, мехвода и наводчика наудачу попробовал потыкать по архивам, но уже без огонька искал, откровенно говоря. Слишком уж фамилии распространенные чтобы вручную перебирать, а как упростить алгоритм поиска - не придумал.
Резюмирую. Мое мнение: машина с личным именем "И.Д. Папанин" принадлежит не 5-му гв. ттп, а 29-му.
Подпись под снимком в целом верна, ошибка только в номере полка.

PS. Есть у меня в коллекции еще вот такой боковичок:




Снимка, подтверждающего такую раскраску я найти не смог, пока он у меня числится под категорией "автор так видит".
Однако, вот у этой машины номер как раз правильный, "пятисотый". И если художник рисовал танк по реальному прототипу, то и в самом деле может оказаться, что "И.Д. Папанин" был в составе танковой колонны "Советский полярник" и числился за 5-м гв.ттп. Вот только к первому снимку он не имеет никакого отношения, просто "однофамильцы".

Вот как-то так.
Tags: *КВ-1С, ww2, зато про войну, именные танки, опознавательные знаки, следствие ведут знатоки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

Recent Posts from This Journal